Долгий добрый фильм... очень люблю его... можно его пересматривать до бесконечности... Фильм о человечности, доброте, терпении, неравнодушии и много еще о чем важном... о непрохождении мимо... о жизни, которая летит, как мчащийся поезд в финале фильма, выдавая нам эпизоды, эпизоды, эпизоды под пронзительную музыку Can... Фильм о сердце, о небезразличии, о тепле, о чуткости, о неброшенности... Алиса в городах / Alice in den Städten (1973) Режиссер: Вим Вендерс Сначала кажется, что в этой черно-белой ленте ничего не произойдет, разве что немецкий журналист Филипп Винтер наснимает еще пару сотен «полароидных» снимков. Он путешествует по восточному побережью США под ритмы Чака Берри в поисках материала, но работа не клеится. Первое значимое событие происходит по пути домой. Филипп знакомится в аэропорту с немкой Лизой и ее дочерью Алисой. Рейс задерживается, в процессе ожидания мать внезапно сбегает, оставив записку про какую-то бабушку, которую надо разыскать в Европе. И Филиппу ничего не остается, как совершить второе путешествие — по родному континенту, с чужим ребенком, в поисках неизвестно кого, под музыку Can и Густава Малера. _____________________________________________________________________ Уже четвёртый по счёту полнометражный фильм всего лишь 28-летнего Вима Вендерса, немецкого режиссёра голландского происхождения, был создан им задолго до мировой известности и кому-то может показаться почти любительским кинопроизведением (эта чёрно-белая лента снята только за 500 тысяч марок) с простым, бесхитростным, явно незамысловатым сюжетом. Журналист Филипп, который приезжает в США для того, чтобы сделать репортаж об Америке, понимает, что не в состоянии ухватить, запечатлеть и познать суть всего «американского». В аэропорту он встречается с молодой женщиной, которая просит присмотреть за своей девятилетней дочерью Алисой. Только позже выясняется, что от девочки просто хотели избавиться. Путешествие по Западной Европе в поисках некой бабушки сближает Филиппа и Алису, которые привязываются друг к другу в отчуждённом мире городов, вокзалов, аэропортов, самолётов, поездов, машин, дорог, мостов, бензоколонок, гаражей, домов, комнат в отелях… Всё проносится мимо, оставаясь на моментальных фотографиях, которые сделаны при помощи поляроида, представляясь каким-то фантастическим, внеземным, опустошённым пейзажем, лишённым души и человеческого присутствия. Двое странствующих в этой современной урбанистической одиссеи — разочарованный в своей жизни и работе репортёр, а также «подкинутый ребёнок», своего рода «Алиса в стране чудес», хотя их путь больше напоминает сошествие в ад. Они словно брошены, оставлены на произвол судьбы, вынуждены полагаться лишь сами на себя, противостоя не только обстоятельствам, но и бросая своеобразный вызов «бегу времени», надеясь обрести утраченное равновесие, восстановить прежде существовавшее «положение вещей». Картину Вима Вендерса, которая получила запоздалое признание только после выхода двух других частей условной трилогии («Алиса в городах» — «Ложное движение» — «С течением времени»), сравнивали с одновременно снятым фильмом «Бумажная луна» американца Питера Богдановича, отмечая сюжетную, тематическую и стилевую перекличку работ этих молодых режиссёров, бывших кинокритиков, в частности, поклонников Джона Форда. Искренность и в лучшем смысле слова сентиментальность рассказа о дружбе и душевной приязни взрослого человека и ребёнка, одинокого мужчины и покинутой девчонки, «высокий мелодраматизм», который вызывает очищение душ, внося давно забытое чувство умиротворения, несмотря на довольно горький финал, действительно свойственны внешне как бы холодноватому, рассудочному кинематографу Вендерса. Но в отличие от не менее талантливого Богдановича, немецкий постановщик не мог ограничить себя рамками мелодрамы-притчи о двух страждущих любви и понимания «блуждающих ангелах» (позже этот мотив отзовётся в его лентах «Париж, Техас» и «Небо над Берлином»). Или же увлечься лишь стилизаторскими кинематографическими поисками (в данном случае — рефлексией на темы и открытия Микеланджело Антониони, Жан-Люка Годара и всей французской «новой волны», а ещё американских крепких профессионалов 50-х годов). Скромный и непритязательный фильм «Алиса в городах» кажется маленьким шедевром, а точнее — непроизвольной, спонтанной, триумфальной одой самой природе кино, его подлинной сущности, которая заключается не только в «запечатлении времени», но и в «консервации» ускользающих мгновений, в наивно-иллюзорной попытке победить в отчаянной схватке с быстротекущим потоком бытия. Это можно уподобить лишь бесконечному стремлению человечества познать истину существования, скрытый смысл предназначения. Произведение Вима Вендерса относится к феноменам кинематографа, загадочно простым и неисчерпаемо многозначным, словно сама действительность, мелькающая по обе стороны от странника, будь он пеший, в автомобиле, поезде или на корабле, как Одиссей. Сергей Кудрявцев #Вендерс #Германия

Теги других блогов: фильм человечность Вим Вендерс